Описание курса:
Учебная дисциплина «Административно-деликтное и процессуально- исполнительное право» является необходимым источником знаний для каждого юриста о круге деяний, рассматриваемых в качестве административных правонарушений, порядке привлечения к административной ответственности и исполнения наложенных административных взысканий. Эти отрасли права выступают правовой основой политики государства в области противодействия совершению административных правонарушений средствами административной ответственности и процессуальными формами ее применения.
Основной целью учебной дисциплины «Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право» является системное усвоение студентами теории административно-деликтного и процессуально-исполнительного права, содержания законодательства в этих сферах и практики его применения.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
– сущность административно-деликтного и процессуально- исполнительного права, их предмет, метод, принципы, систему и источники;
– нормы, регламентирующие административно-деликтные отношения;
– нормы, регламентирующие административные процессуально- исполнительные отношения;
– структуру КоАП и ПИКоАП;
– сущность административно-правового принуждения, его меры;
– понятие, назначение, основания и условия административной ответственности, ее цели, формы реализации;
– особенности административной ответственности юридических лиц, несовершеннолетних и иных специальных субъектов;
– понятие, виды, состав административных правонарушений;
– административную ответственность за конкретные виды правонарушений;
– систему органов, ведущих административный процесс, их компетенцию;
– особенности процессуального положения участников административного процесса;
– сущность доказывания по делу об административном правонарушении
– порядок привлечения к административной ответственности, а также исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
уметь:
– находить административно-деликтные нормы;
– анализировать административно-деликтные ситуации;
– применять административно-деликтные и процессуально- исполнительные нормы в конкретных ситуациях;
– осуществлять квалификацию административных правонарушений, отграничивать их от иных видов правонарушений;
– применять общие правила наложения административного взыскания;
– устанавливать основания и условия непризнания деяния административным правонарушением и освобождения лица от административной ответственности;
– формулировать и юридически грамотно аргументировать свою позицию по делу об административном правонарушении
– различать и характеризовать стадии административного процесса;
– составлять документы по делу об административном правонарушении
– исполнять постановление о наложении административного взыскания;
владеть:
– терминологией административно-деликтного и процессуально исполнительного права;
– навыками работы с Кодексом об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях;
– основными приемами собирания, проверки и оценки доказательств по делу об административном правонарушении;
– навыками анализа административно-деликтного и процессуально- исполнительного законодательства и практики его применения органами, ведущими административный процесс.
– навыками консультирования по административно-деликтным и процессуально-исполнительным вопросам.
В результате изучения дисциплины «Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право» формируется базовая профессиональная компетенция БПК-7:
«Применять административно-деликтное и процессуально-исполнительноезаконодательство при квалификации административных правонарушений,формулировать и обосновывать свою точку зрения по проблемным вопросам в профессиональной сфере, решать конкретные задачи , возникающие в практичекой деятельности».
- Учитель: Кристина Щербак
Эффективная организация борьбы с преступностью уже не мыслится без использования криминологических знаний и участия подготовленных специалистов − криминологов. Их помощь необходима при управлении процессами, в законотворческой и правоприменительной деятельности для минимизации криминогенных рисков.
Глубокое понимание природы преступности, осознание причин и условий совершения преступлений, специфики личности, совершающей преступления и механизма индивидуального преступного поведения необходимы для успешной профилактической деятельности по недопущению возрастания преступности. Наличие криминологических знаний облегчает работу по выявлению уже совершенных преступлений, способствует успешному выявлению лиц, совершивших преступление, правильно определить меру наказания каждого из них и определить эффективные пути и средства их исправления. Криминологическая подготовка будущих юристов вооружает их необходимыми навыками анализа информации о преступлениях и правонарушениях, формирует способности к проведению качественного анализа криминогенной ситуации в регионе, к проведению самостоятельных прикладных криминологических исследований, к организации взаимодействия между различными службами осуществляющими профилактическую работу, а также выработке обоснованных научных прогнозов изменения преступности, планированию работы по её предупреждению.
За относительно долгий период произошли существенные изменения в политическом и социально-экономическом положении страны, в тенденциях преступности, в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, в учете преступлений, в организации правоохранительных органов, в судебной и пенитенциарной практике, что естественным образом отразилось и на содержании учебной программы по криминологии.
Овладение криминологическими знаниями обеспечивается сочетанием различных форм и методов обучения: лекции, практические занятия, самостоятельная подготовка.
Практическая направленность криминологии проявляется в научно-методологическом обеспечении создания программ борьбы с преступностью, осуществления мероприятий по предупреждению преступлений, внесения изменений и дополнений в законодательство, проведения криминологической экспертизы законопроектов и нормативных правовых актов.
Изучение учебной дисциплины «Криминология» имеет целью выработать у студентов криминологическое мышление, сформировать научно-обоснованные взгляды на преступность как на негативный объективно обусловленный социальный процесс, который общество и государство должны сдерживать, чтобы не допустить нарушения условий их нормальной жизнедеятельности, а также дать студентам знание о «стратегии» воздействия на преступность в современных условиях, подготовить их к компетентному решению профессиональных проблем.
Достижение вышеуказанной цели предполагает решение следующих задач:
- дать студентам знания об основных проблемах отечественной и зарубежной криминологии, ее предмете;
- сформировать знания о наиболее значимых экономических, социально культурных, социально-психологических, этических и политических обстоятельствах общественной жизни, которые влияют на воспроизводство преступлений, либо препятствуют ему;
- выработать у студентов навыки анализа и оценки данных о преступности, прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения, организации и осуществления профилактической деятельности, использования современных методик для реализации этих задач.
В результате изучения учебной дисциплины «Криминология» формируется следующая специализированная компетенция:
СК-14. Прогнозировать тенденции преступности и планировать меры по ее предупреждению, выявлять и устранять причины и условия преступлений
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
- сложившиеся в науке представления о природе преступности, концепции и парадигмы криминологического знания;
- основные количественные и качественные показатели преступности, механизмы преступного поведения;
- мировые, региональные и республиканские тенденции преступности в настоящее время;
- основные этапы развития криминологической мысли и современные направления криминологической теории;
- границы возможного воздействия на преступность, реальные средства, которыми располагает общество для организации и осуществления контроля над преступностью, роль и место карательных и некарательных средств противодействия преступному поведению;
- систему предупреждения преступлений, основные направления деятельности её субъектов в Республике Беларусь, позитивный зарубежный опыт предупреждения преступлений;
- возможности использования криминологических знаний в профессиональной деятельности;
- международный опыт воздействия на преступность.
уметь:
- использовать методы эмпирических криминологичексих исследований;
- анализировать криминальные процессы и явления;
- устанавливать взаимосязь между социальными процессами и преступностью;
- анализировать статистические данные и объективно оценивать криминологическую ситуацию на всех уровнях, в различных сферах, в отдельных социальных группах;
- определять степень криминогенности конкретных социальных явлений, событий и процессов;
- использовать знания специфики личности преступника для правильного решения профессиональных и научных задач;
- осуществлять самостоятельный сбор и обработку криминологической информации по конкретной проблеме;
- применять основные методики прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения;
- разрабатывать предложения по совершенствованию правоохранительной деятельности;
- организовывать взаимодействие с органами государства, общественными организациями и институтами общества по профилактике преступлений на обслуживаемом участке работы;
- использовать криминологические знания для сведения к минимуму вероятности стать жертвой преступления и вероятности стать случайным преступником.
владеть:
- навыками проведения эмпирических криминологических исследований,
- навыками сбора и обработки эмпирической информации,
- навыками обработки статистических данных,
- навыками планирования деятельности по профилактике преступности,
- навыками индивидуальной профилактики.
- Учитель: Ольга Катушонок
Данная учебная дисциплина предназначена для углубленного изучения базовых понятий, категорий уголовного права, касающихся системы наказаний Республики Беларусь, действующего законодательства Республики Беларусь в области исполнения наказаний, ознакомления студентов с особенностями исполнения различных видов наказаний, а также взаимодействия различных органов и организаций при осуществлении контроля и надзора за исполнением наказаний.
Целью освоения учебной дисциплины является обеспечение получения студентами теоретических знаний об основных положениях уголовно-исполнительной политики Республики Беларусь, правовом регулировании, принципах и порядке исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности.
Задачами изучения учебной дисциплины являются:
- обеспечение системности в усвоении студентами теории уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, направленной на реализацию мер уголовной ответственности;
- формирование у студентов умений и практических навыков применять нормы уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь;
- формирование четкого представления о принципах, основных понятиях и институтах уголовно-исполнительного права;
- ознакомление студентов с механизмом правового регулирования исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности, системе учреждений и органов, исполняющих наказания, а также задачах данных органов и учреждений;
- ознакомление с порядком и условиями исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных УК;
- формирование у студентов представлений о правовом статусе осужденных; о порядке применения мер испытательного и профилактического воздействия; основных средствах исправления осужденных;
- формирование знаний о правовых и организационных основах обеспечения режима содержания осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- формирование знаний о правовых и организационных основах воспитательной работы с осужденными; формах и методах изучения осужденных и проведения воспитательной работы с ними;
- формирование знаний о правовом регулировании материально-бытового и медицинского обеспечения осужденных.
- формирование знаний о правовых нормах, регулирующих изменение условий отбывания наказания и порядок освобождения осужденных от наказания;
- формирование знаний об организации работы по подготовке осужденных к освобождению; основаниях и порядке осуществления превентивного надзора и профилактического наблюдения за лицами, освобожденными от отбывания наказания, оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве.
Для успешного усвоения студентами учебной дисциплиной «Уголовно-исполнительное право» необходимо всесторонне ознакомиться и изучить действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, практику его применения, международные документы в области исполнения наказаний, а также учебную и дополнительную литературу.
Для усвоения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» необходимы знания, полученные при изучении дисциплин: «Общая теория права», «Судоустройство», «Уголовное право (общая часть)». Знания, полученные при изучении дисциплины «Уголовно-исполнительное право» требуются для изучения дисциплин: «Криминология», «Прокурорский надзор», «Уголовный процесс».
В результате изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» студент должен знать:
- основные направления и содержание уголовно-исполнительной политики Республики Беларусь;
- задачи органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовной ответственности;
- порядок и условия исполнения различных видов уголовных наказаний;
- правовые нормы, регулирующие изменение условий отбывания наказания и порядок освобождения осужденных от наказания;
- правовые и организационные основы обеспечения режима содержания осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- основные средства исправления осужденных;
- правовые и организационные основы воспитательной работы с осужденными;
- формы и методы изучения осужденных и проведения воспитательной работы с ними;
- организацию работы по подготовке осужденных к освобождению;
- основания и порядок осуществления превентивного надзора и профилактического наблюдения за лицами, освобожденными от отбывания наказания, оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве;
- правовое регулирование материально-бытового и медицинского обеспечения осужденных;
уметь:
- анализировать уголовное и уголовно-исполнительное законодательство;
- разграничивать нормы уголовно-исполнительного законодательства от норм иных отраслей права и связывать свои знания с нормами конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и трудового законодательств Республики Беларусь;
- определять правовое положение лиц, осужденных к конкретному виду наказания;
- применять на практике средства исправления осужденных.
владеть:
– навыками анализа действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения органами, исполняющими наказание;
– навыками анализа нормативно-правовых актов на предмет выяснения вопроса о том, являются ли они источниками уголовно-исполнительного права;
– навыками разрешения процессуальной ситуации, связанной с исполнением наказаний и иных мер уголовной ответственности.
В результате изучения учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право» формируется компетенция СК-15: применять нормы, регулирующие порядок исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывшими уголовное наказание, в профессиональной деятельности.
- Учитель: Ольга Катушонок
Спецкурс «Составление процессуальных документов по уголовным делам» является одной из дисциплин, завершающих подготовку студентов специализации «Судебно-прокурорско-следственная деятельность» в области знаний уголовного процесса и применения их на практике.
Данный спецкурс предназначен для ознакомления студентов с вопросами составления процессуальных документов в процессе применения норм уголовно-процессуального законодательства, а также в дальнейшем для повышения уровня подготовки специалистов, культуры и эффективности работы органов расследования, прокуратуры и суда, укрепления законности в их деятельности.
Умение правильно составлять и оформлять процессуальные документы, работать с документацией является важной составляющей частью профессиональной компетенции современного специалиста. Знание особенностей составления процессуальных документов по уголовным делам дает возможность эффективно и экономно использовать рабочее время, грамотно документировать служебную деятельность, применять современные информационные технологии.
Для успешного усвоения студентами спецкурса «Составление процессуальных документов по уголовным делам» необходимо всесторонне ознакомиться и изучить действующее уголовно-процессуальное законодательство, практику его применения, международные договоры Республики Беларусь, а также учебную и дополнительную литературу.
Целью изучения спецкурса «Составление процессуальных документов является: освоение студентами профессиональных компетенций, способствующих реализации уголовно-процессуальных норм, определяющих составление процессуальных документов по уголовным делам.
Задачами изучения спецкурса являются:
- объяснить природу уголовно-процессуального доказывания, раскрыть содержание основных этапов доказательственной деятельности;
- объяснить правовую природу решений в уголовном процессе как актов правоприменительной деятельности, сформулировать условия и основания принятия решений по конкретным вопросам в той или иной стадии производства по уголовному делу;
- устанавливать, анализировать и оценивать фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для принятия решения по делу;
- составлять процессуальные документы, в том числе протоколы следственных действий и проекты правоприменительных решений в уголовном судопроизводстве.
В результате изучения учебной дисциплины «Составление процессуальных документов по уголовным делам» формируется специализированная компетенция:
СК-37: составлять процессуальные документы по уголовным делам, обеспечивая их последующее использование в качестве источника доказательств и средств фиксации хода уголовного процесса.
При изучении данной дисциплины студенты должны:
знать:
– понятие уголовного судопроизводства;
– основные понятия и категории уголовного процесса, особенности функционирования основных институтов уголовно-процессуального права;
– принципы уголовного процесса и их реализацию в ходе производства по уголовному делу;
– специфику процессуального положения каждого из участников уголовного процесса;
– сущность процесса доказывания в уголовном процессе и доказательств, применяемых в ходе его производства;
– основы производства по уголовному делу в различных стадиях уголовного процесса;
уметь:
– анализировать уголовно-процессуальное законодательство;
– толковать и применять нормы уголовно-процессуального права в конкретных жизненных ситуациях (казусах);
– формулировать и юридически грамотно аргументировать свою позицию по уголовному делу;
– методологически правильно изучать материалы уголовного дела;
– составлять процессуальные документы;
– производить следственные и другие процессуальные действия;
владеть:
– основными приемами собирания, проверки и оценки доказательств;
– навыками анализа действующего уголовно-процессуального законодательства и практики его применения органами уголовного преследования и судами;
– навыками анализа нормативно-правовых актов на предмет выяснения вопроса о том, являются ли они источниками уголовно-процессуального права;
– навыками разрешения процессуальной ситуации, связанной с применением нормативно-правовых актов в случае коллизий между ними.
- Учитель: Ольга Катушонок